Первый пост на эту тему был о сое и хорошей, и плохой. И в дальнейшем тоже ее неоднократно упоминал. Так зачем опять возвращаться к этой теме, тем более писать целых два поста? По двум причинам. Недавно мне, как говорится, открыли глаза на то, что до сих пор плохая соя крайне популярна среди народа, а вот про хорошую мало кто знает. Сегодня начнем, как водится, с плохой.
Все-таки странные люди китайцы, уже более двух тысяч лет культивируют сою, а вот богатства на ней никакого не нажили. Больше того, веками ни сами ее не ели, ни скоту не давали, а использовали исключительно в своем китайском севообороте. Соя, как и все бобовые, замечательно фиксирует азот из воздуха и складирует в почве, сильно повышая тем самым ее плодородие. Возможно, так бы все и по сей день продолжалось, но через какое-то время императорские ученые открыли процесс ферментации. После этого соя вошла в рацион – появился соевый соус, а затем и другие изделия из ферментированной сои: мисо, натто и темпе – это такая лепешка из соевых бобов.
Именно эти соевые продукты получили широкое распространение, первоначально завоевав весь Китай, а затем Японию, Индонезию и другие страны Азии. Завоевать-то они завоевали, но никакого особенного богатства не принесли. И это понятно – масштабы не те.
Мисо суп очень популярен в Японии, но больше двух-трех тарелок в день его не съешь, несмотря на дешевизну, про натто-бобы я мог бы и не говорить, здесь вообще счет на граммы идет – 15-30 в одной порции. При таких объемах потребления о каком соевом бизнесе можно говорить.
Нет, друзья, с таким подходом каши не сваришь, здесь нужен американский размах. Вот чего у китов индустрии не отнимешь – так это способности мыслить масштабно, двигаться с напором, не размениваясь на всякие мелочи, вроде морально-этических принципов.
По большому счету, для успеха предприятия под кодовым названием «Соя» нужно было решить несколько задач. Прежде всего, сделать себестоимость продукта низкой – только тогда можно рассчитывать на массовый разворот фермеров в сторону сои. Задачу решили генетически модифицировав сою и сделав ее невосприимчивой к воздействию пестицидов, убивающих сорняки. Выращивать её стало дешево и очень легко. И из второстепенной культуры соя сразу же превратилась в царицу полей. Только в одной Америке ей отведено более 72 миллиона акров.
Куда этот урожай девать – следующая задача: часть идет на дешевый корм птице, скоту и рыбе, а другая непосредственно потребителю. Дешевый корм позволяет держать на низком уровне себестоимость производства птицы, мяса и молока. Замечательно, в ресторанах фастфуда всё доступно даже для очень скромного бюджета. Только пестициды и генетически измененный соевый белок никуда не исчезли, вместе с мясом и молоком животных они перешли в организм потребителя. Соя перегружена пестицидами (наивысшая концентрация среди всех сельскохозяйственных растений), для того и гены ее модифицировали, а генетически измененные сельскохозяйственные культуры иначе как чумой нашего века и не назовешь, вспомните последствия научных опытов американской домохозяйки.
Наблюдая нынешний генетический разгул, поневоле задумываешься о его знаменитом гонителе – главном учёном всех времен и народов, красном академике Лысенко. Может и не такой он был законченный идиот в свете нынешних реалий.
Хорошо, идем дальше, для тех, кого не удалось затащить в фастфуд и соблазнить дешевыми цыплятами, приготовлен огромный ассортимент соевых продуктов: от детского питания (пожалуй, самое худшее из всего соевого набора) до гамбургеров и мороженого. Для получения такого разнообразия соевые бобы просто разделили на два массовых продукта – белок и растительное масло, и дело пошло. Начиная с 2000 года, за неполные семь лет, пищевая индустрия выпустила на рынок более 2700 содержащих сою продуктов на любой вкус. Нет никакой возможности даже бегло на них останавливаться, но одно у них общее – это тот случай, когда делают конфетку, сами знаете из чего.
В яркой упаковке предлагают все, что угодно, но, несмотря на самые современные технологии, включающие многоступенчатые обработки сильными кислотами, щелочами и высокой температурой, а также добавки различных, в основном, синтетических агентов для придания вкуса и запаха, те вещества, из-за которых упрямые китайцы веками отказывались есть соевые бобы, как были, так и остались.
Назовем только некоторые из них. Соевые бобы в больших количествах содержат природные токсины, наихудшие из которых – ингибиторы трипсина и других ферментов поджелудочной железы. Ферменты поджелудочной железы служат для разложения белков. Их блокирование имеет далеко идущие последствия: начиная от тяжелых желудочных расстройств, хронического дефицита в организме белков и аминокислот, кончая проблемами с поджелудочной железой, в том числе онкологией.
Еще один подарок сои — гемагглютинин – антитело, провоцирующее образование тромбов в крови.
Если этого недостаточно, то соя содержит еще одно вещество- так называемый струмогенный фактор, угнетающий функцию щитовидной железы. И этим дело не ограничивается, в сое есть вещества, блокирующие усвоение жизненно важных микроэлементов, а именно кальция, магния, железа и цинка. Это далеко не весь список, но для общего представления вполне достаточно.
Естественно, возникает вопрос, как же при таком наборе качеств этого продукта найти дурака, готового платить за него деньги.
Мы, люди, по большей части довольно легкомысленны и склонны верить печатному слову, – вот вам и характерный образчик:
«Только вообразите, что этот продукт (соя) является не просто всем доступной пищей, но также может быть деликатесом, отвечающим самым разнообразным и изысканным вкусам. Но при всём этом здоровее его ничего и не бывает – никакого холестерина и насыщенных жиров. Идеальный продукт для предотвращения и даже лечения многих ужасных заболеваний. Посмотрите на японцев, им он заменяет масло и колбасу. Раскрыли, наконец, секрет их долголетия».
Примерно так журнал «Furrow», издаваемый на 14 языках, описывает преимущества сои. Одна загвоздка – это издание, ориентированное на специалистов и участников сельскохозяйственного рынка, выпускает американская корпорация «John Deer» – крупнейший в мире производитель тракторов. Так что с большой долей вероятности трактор, так красиво обрабатывающий соевые поля пестицидами на нашей иллюстрации, произведен именно этой компанией.
Сейчас, конечно, когда я думаю насколько все это далеко от истины, возникают совсем другие ассоциации. Очень подходит к соевой рекламе полустишок о Марксе и марксистах, который я услышал от одного диссидентствующего товарища, сидя на кухне московской коммунальной квартиры между двумя рюмками чая. Звучит примерно так : у бедного Маркса столько же общего с марксистами, сколь у Данте – с дантистами.
С первой частью, назовем ее «плохая соя», будем надеяться, все понятно. Никаких продуктов, содержащих сою. Сказать легко, но сделать непросто. Во многие пищевые продукты соя входит составной частью. Нужно внимательно читать описание. Если, например, будет упомянуто растительное масло, то это наверняка соевое масло.