photo

Мы можем. Я могу!

Онкология надежды

ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ…

… а партия – наш рулевой! Сколько раз мы слышали эти лозунги и привыкли воспринимать их как данность. Но если последнее утверждение уже давно приказало долго жить, то кто же усомнится в правильности первого? Действительно, грязь и здоровье – понятия трудно совместимые. Впрочем, как нередко случается, даже бесспорные и правильные вещи при их абсолютизации могут трансформироваться в нечто противоположное.

А нельзя ли поконкретней? Можно.

Давайте обратимся к щемящей теме детской онкологии, в частности, к одной из самых губительных форм рака – acute lymphoblast leukemia (ALL, острая лимфобластомная лейкемия), которая составляет почти треть всех форм рака среди детей до 15 лет. А что, именно она обладает какой-то особенностью, связанной с чистотой? В этом, в исключительности связи ALL и чистоты, вернее, случаев, когда чистоту возводят в культ, такой уверенности у меня как раз нет. Скорее наоборот. Но одно дело – составлять умозаключения исходя из общих соображений и здравого смысла, и совсем другое – приходить к выводам, опираясь на реальные факты, а именно – на результаты исследований, раскрывающих механизм происходящего. Такие исследования, насколько мне известны, опубликованы пока только по ALL.

О чем идет речь? О комплексе исследований, за которые проф. Mel Greaves совсем недавно был отмечен очень престижной наградой Royal Medal. Если очень и очень кратко, то суть его исследования можно описать как раскрытие механизма возникновения детской ALL. Именно за это он удостоился столь высокой награды. Он показал, что возникновение заболевания ALL у детей обусловлено комбинацией мутации генов и низким уровнем инфекции в детском и подростковом возрасте.

В работе, опубликованной в Nature Reviews Cancer, рассматривается двухступенчатый механизм возникновения заболевания. Первоначальная мутация генов происходит в эмбрионе, то есть на этапе беременности, что случается довольно часто. Но условием возникновения ALL является вторичная мутация генов, происходящая уже после рождения ребенка. К счастью, эта двойная мутация затрагивает очень малую долю детей, которые подверглись первой эмбрионной мутации. Процент действительно очень небольшой, но если посмотреть на абсолютные цифры, то по различным данным в мире ежегодно регистрируется от 50 до 200 миллионов случаев детской онкологии, и около трети из них приходится на ALL.

Пока непонятно, какова во всем этом роль гигиены, вернее, избыточной гигиены. Почему, помещая растущего ребенка, образно говоря, в защитный купол, предохраняя его от контакта с разного рода инфекцией, мы оказываем ему медвежью услугу – подвергаем его реальной опасности заполучить ALL. Причем, согласно выводам проф. Greaves, только инфекция, которой подвергается ребенок в самом раннем возрасте, может предохранить его от болезни, причиной которой послужит вторичная мутация генов. Почему? Потому что инфекция, с одной стороны, является причиной всевозможных детских болезней, но в ее отсутствии иммунная система ребенка, не отвечая ни на какие внешние угрозы, остается неотмобилизованной (нетренированной, если хотите) и в дальнейшем оказывается не в состоянии предотвратить развитие ALL при возникновении вторичной мутации генов.

Статистически каждый двадцатый ребенок рождается с мутированными генами и подвержен риску заполучить страшный диагноз. Двадцатый. Ужасная цифра. Но с ним ничего страшного не случится, если в первый год жизни его иммунная система будет полностью мобилизована, а без столкновения с вирусами и бактериями это вряд ли произойдет.

Вот такая не простая альтернатива. Ведь понятно, что родители прилагают все усилия пытаясь защитить ребенка от любых возможных угроз, но чем это может обернуться. Каждый год фиксируется рост ALL на один процент. Это глобально. Совсем другая картина открывается, если посмотреть на рост ALL в разных странах мира. В самых бедных странах, где о гигиене мало кто заботится, никакого особого роста нет, он почти весь приходится на страны богатые, где забота о чистоте стала нормой жизни.

И хотя предметом исследования проф. Greaves была ALL, он счел возможным экстраполировать результаты этой работы на другие виды детского рака. Процитирую его. «The problem is not infection. The problem is lack of infection. In other words, the more infectious disease a child is exposed to early in life, the less likely they are to get childhood cancer. Similar trends can be seen in children with type 1 diabetes, Hodgkin’s lymphoma, multiple sclerosis and allergies.» / «Инфекция не является проблемой. Проблема в недостатке инфекции. Другими словами, чем больше ребенок перенес инфекционных заболеваний в раннем детстве, тем меньше у него шанс заполучить рак в детском возрасте. Похожую тенденцию можно наблюдать у детей с диабетом первого типа, ходжкинской лимфомой, рассеянным склерозом и аллергией.»

И что же делать?! Что профессор предлагает одержимым родителям? Как я понял, прежде всего – руководствоваться здравым смыслом. Несколько рекомендаций таковы:
– как можно быстрее отлучить ваше чадо от дома и отправить его в ясли, хотя бы не на полный день;
– завести больше детей: очень хорошо, когда в семье есть старшие дети, – тогда проблема по большей частью снимается;
– кормить грудью;
– и не очень стремиться к стерильному кесареву сечению.

Обратите внимание, эта статья была опубликована в моем Живом Журнале до создания сайта и много ценных комментариев может содержаться именно там.
Чтобы прочесть их, откройте ссылку https://montreal15.livejournal.com/43874.html.

Добавить комментарий